Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Интервью Глаза боятся – руки делают
Глаза боятся – руки делают

7

А вернее шьют. И не просто одежду, а облачение для священников, облачение для храмов и многое другое. Ризы, рясы, подризники, подрясники – лишь небольшой перечень изделий, которые изготавливают умелые руки мастериц епархиальной швейной мастерской в Югорске. Сегодня, пожалуй, нет такого швейного изделия, необходимого для православного храма, которое не смогли бы выполнить в мастерской.

А началось все два года назад. Образование новой епархии потребовало за собой не только изменений в управленческой структуре, но и создание новых направлений деятельности. Одно из таких новшеств – создание швейной мастерской. Это не просто желание епископа, это необходимость, и в этом нет ничего удивительного. Зайдите в любой храм и сами все увидите: священники служат в специальной одежде и головных уборах, чаши для причастия покрыты накидками, и еще много всего. Поэтому по инициативе и с благословения Владыки Фотия в Югорске в июле 2015-го открылся швейный цех.

Первоначально он занимал небольшое помещение в здании гостиного дома «Ковчег». Налаживать производство и подбирать кадры Владыка доверил Елене Размазиной. Одна из прихожанок, узнав о том, что нужен человек для руководства швейным цехом, порекомендовала ее кандидатуру.   Елена Владимировна живет в Югорске около 15 лет, и, хотя шьет с самого детства и даже имеет профильное образование, по специальности не работала. За долгую трудовую жизнь сменила несколько разных профессии, но шить не бросила. Шила всегда: для себя, для семьи, для знакомых. Несколько лет назад открыла в городе швейную мастерскую. «Мне Владыка позвонил и пригласил на встречу. Он меня просто заразил своим энтузиазмом. У него так горели глаза, когда он об этом говорил, что я даже не сомневалась, сразу согласилась, так мне это понравилось, хотя и опыта подобного не было. Когда такую поддержку чувствуешь, словно все двери перед тобой открываются» - рассказывает Елена Владимировна.

Нашли помещение, закупили оборудование. С кадрами в городе плохо, но и тут справились. Главным при выборе было умение и желание работать.  Удалось найти   закройщика, настоящего профессионала, что Елена Владимировна считает настоящим счастьем и чудом. Светлана Егина – специалист с большим опытом и золотыми руками. И хотя сегодня уже не работает в мастерской, но коллеги до сих пор вспоминают ее с теплотой и благодарностью.

Первый год был трудным. Учиться пришлось всем. И швеям, и закройщику, и заведующей. Какие использовать ткани, куда пришивать крестики, какие должны быть пуговицы, как называются детали облачения. Буквально все было в новинку. Знания приходилось добывать   по крупицам. Сегодня не существует специальной литературы или периодических изданий по этой теме. Последняя книга, посвященная изготовлению церковного облачения, выходила более 20 лет назад и сегодня купить ее невозможно. В мастерской имеется только отсканированная копия издания.

Планировалось, что обучать персонал приедет специалист из Москвы. Пока решались организационные вопросы Елена Владимировна общалась со специалистом по скайпу, узнавала тонкости производства, особенности, нюансы. И хотя приезд специалиста из Москвы не состоялся, никто не унывал. Владыка Фотий обратился к Галине Хмелевой, которую знал еще по работе в Тобольске, и которая уже более тридцати лет занималась изготовлением церковной одежды. Три месяца провела Галина Матвеевна в Югорске, передавая секреты и тонкости мастерства местным мастерицам. Помогла изготовить выкройки, подобрать ткани, рассказала об особенностях пошива. И сегодня никогда в помощи не отказывает. «Вот недавно батюшка попросил сшить илитоны. А я даже слово такое не знаю. Позвонила Галине Матвеевне, она меня успокоила. Сказала, что это просто плат прямоугольной формы темно-красного цвета. Так и заказ выполнили, и свои знания пополнили» - рассказывает Елена Владимировна. - Да и отец Алексий Туров никогда в помощи не отказывает. Нужно было сшить облачения для алтаря в крестильном храме. Он мне его размеры сказал, а я понять не могу как это должно выглядеть. А в алтарь женщинам входить нельзя, своими глазами на него не посмотришь. Батюшка дверь в алтарь приоткрыл и разрешил мне «подглянуть» немного. Я, когда увидела, сразу все поняла. И заказ мы выполнили».

Первый год заказов было немного. Священники из Октябрьского района стали первыми клиентами мастерской. Сегодня заказов в мастерской достаточно. В епархии больше десяти приходов и везде нуждаются в услугах швейного цеха. Кроме того, в мастерской шьют форму для учеников православной гимназии, шторы для гостиного дома «Ковчег», костюмы для детей из Воскресной школы, одежду для церковных певчих, недавно сшили форму для сестер милосердия. «У нас сейчас в работе облачение для нового батюшки. На свое будущее рукоположение он заказал подризник и рясу. Это очень волнительно для нас и почетно. Новые священники не так часто у нас бывают. И нам очень радостно, что он начинает свое служение в нашей одежде. Мы можем одеть всех: от детей до архиерея. Желтое облачение  епископа – тоже наша работа» - говорит Елена Владимировна.

Сегодня, чтобы узнать из чего состоит облачение священника, достаточно зайти в  епархиальную мастерскую. На вешалках в цехе можно увидеть стихарь, ризу, набедренник, епитрахиль, палицу, подризники, поручи. На полках ждут своих хозяев скуфии и камилавки. Но мастерицы швейного цеха не торопятся успокоиться. В планах приобретение вышивальной машинки и прием заказов от населения, чтобы помогать епархии еще и материально. Есть желание получать заказы и из других епархий. А после строительства нового Кафедрального собора еще работы прибавиться. Но как говорится: дело – мастера боится, а значит и тут все получится.

Для справки:

Епитрахиль - длинная широкая лента, надеваемая на шею, которая свешивается почти до земли. В виде двух отдельных полос. У священника украшена узором из 6 крестов (по числу таинств). Носят священники и епископы во время службы.

Камилавка – головной убор священников цилиндрической формы. Бывает черного, темно-синего или фиолетового цвета. Синюю или фиолетовую обычно получают в подарок от архиерея.

Набедренник - продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который носят на правом бедре под фелонью, а при наличии палицы — на левом.

Орарь - длинная узкая лента из парчи или другой цветной материи. Носят поверх стихаря на левом плече, где он крепится петлей за пуговицу, а концы свободно свисают. Носят дьяконы и иподьяконы.

Палица - плат в виде ромба, который вешается за один угол поверх саккоса под фелонью на правом бедре.

Подризник – длинная белая рубаха, надеваемая под ризу.

Подрясник – длинноеодеяние черного цвета с узкими рукавами и застегнутым воротом.

Поручи - узкие нарукавники, надеваемые на рукава подрясника или подризника. Широкие полосы из плотной материи с изображением креста посередине.

Ряса - верхнее (небогослужебное) одеяние, длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета.

Саккос - длинная просторная одежда (обычно не сшитая по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы.

Скуфья - Небольшая островерхая черная складывающаяся шапочка, повседневный головной убор.

Стихарь - длиннополое одеяние без разрезов с широкими рукавами и с отверстием для головы. Носят дьяконы и иподьяконы.

Риза, фелонь - Длинная, широкая одежда без рукавов с отверстием для головы и с большим вырезом спереди. Носят священники и епископы.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

 

Автор: Любовь Насибуллина

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://old.yugorsk-eparhia.ru/index.php/2017-03-30-09-06-13/2068-2017-10-25-04-23-32.html#sigProGalleria0c072e3d8b