Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Интервью Владыка Фотий: «Я благодарен Господу, что Он дал мне возможность ступить на Святую гору Афон»
Владыка Фотий: «Я благодарен Господу, что Он дал мне возможность ступить на Святую гору Афон»

1

Владыка Фотий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил паломническую поездку на святую гору Афон.

Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей, причем, по существующему здесь закону, запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. В иерархической последовательности монастыри располагаются так:

1. Великая Лавра – древнейшая и самая большая из обителей

2. Ватопед – хранитель честного Пояса Пресвятой Богородицы и семи чудотворных икон

3. Иверский – хранитель легендарной Иверской иконы – Портаитиссы (Вратарницы)

4. Хиландар – сербский монастырь, хранитель иконы Пресвятой Богородицы Троеручицы;

5. Дионисиат – хранитель честной десницы святого Иоанна Предтечи

6. Кутлумуш – монастырь X века, хранящий икону Всемилостивой Заступницы и часть стопы праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы

7. Пантократор – монастырь Вседержителя, в котором сохранился самый древний на Афоне иконостас

8. Ксиропотам - основан еще в середине X века, хранит самую большую в мире частицу Животворящего Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей

9. Зограф – болгарский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца

10. Дохиар – хранитель иконы Пресвятой Богородицы «Горгоиписуса» - Скоропослушница, одной из самых любимых и почитаемых на Афоне

11. Каракал – упомянут в документах уже в 1018 году, здесь хранится честная глава апостола Варфоломея

12. Филофей – монастырь, известный еще с IV века, глубоко почитавшийся многими византийскими императорами

13. Симонопетра  – монастырь XIII века, построенный на краю отвесной скалы

14. Святого Павла – христианская община на этом месте существовала еще при Константине Великом

15. Ставроникита  – самый маленький монастырь на Афоне, хранитель редкого мозаичного образа св. Николая Чудотворца

16. Ксенофонт  – на месте этого монастыря еще в 520 году был возведен храм, посвященный святому Дмитрию Солунскому

17. Григориат - основан в XIV столетии Григорием Синаитом и его учениками

18. Эсфигмен – в обители жили святители Анастасий, патриарх Константинопольский и Григорий Палама, а также основатель русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский

19. Пантелеимонов – русский монастырь на Афоне, хранитель главы великомученика и целителя Пантелеимона

20. Констамонит – хранитель чудотворной иконы св. Стефана VIII века и двух чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Афон – название дохристианского происхождения. Предполагают, что так звали одного из языческих богов. Во всяком случае, жили в этих местах язычники до тех пор, пока по Промыслу Божию эти места не посетила Пресвятая Богородица. Название же «Святая Гора» Афон официально приобрел в грамоте императора Алексея Комнина монастырю Великая Лавра (1144 год): «Отныне называться Афону Святой Горой всегда». А христианское предание повествует о событиях давних времен, когда Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом путешествовала на корабле, который бурей прибило к берегу Афона. Богородицу так поразили красота этого места и благоприятный климат, что она попросила у Бога полуостров себе в удел, как свое земное пристанище. С тех пор Афон также считается «садом» Богородицы, пристанью для желающих спастись. Святая гора Афон притягивает паломников со всего мира, прежде всего, как оплот Православия. Благословенный Афон - это место тысячелетнего подвига монахов, которые сберегли по сегодняшний день и передают истинную Православную веру в первозданной чистоте.

Афон - это автономная монашеская республика в составе Греции. Управляется она Священным Кинотом, объединяющим избираемых сроком на один год представителей всех двадцати монастырей. Государство Греция имеет на Святой Горе своего губернатора, который находится в ведении Министерства иностранных дел. За порядком здесь наблюдает греческая полиция.

В паломничество на Святую Гору могут отправиться только мужчины. Эта традиция существует еще с середины V столетия, когда дочь византийского императора Феодосия Великого Плакидия привезла сюда богатые пожертвования, но не была допущена в одну из обителей. Голос, исшедший от иконы Пресвятой Богородицы, повелел, чтобы лица женского пола, в том числе и Плакидия, никогда больше не посещали полуостров. Позже это повеление было закреплено царским указом и неукоснительно соблюдается до сих пор.

Владыка Фотий: «Я благодарен Господу, что Он дал мне возможность ступить на Святую гору Афон»

Началась паломническая поездка епископа Фотия на Святую гору Афон с однодневного визита в город Салоники. Этот второй по величине город Греции - столица греческой Македонии. Салоники известны как уникальный музей византийского искусства под открытым небом. Множество любопытных исторических достопримечательностей разбросано в окрестностях города. Особенно интересны гробница царя Филиппа (отца Александра Македонского) с золотыми саркофагами, ценной утварью и оружием, а также раскопки древней Пеллы – первой столицы Македонского царства. Из деревушки в окрестностях Салоник начинается маршрут восхождения на гору Олимп. Тут же находится место погребения почитаемого на Афоне святого Паисия Святогорца, которое и посетил епископ Фотий.

 «Мы с отцом Ростиславом, мужем моей покойной сестры Елизаветы – как, все мужчины, направляющиеся на Афон, должны были получить специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве Святой Горы в городе Урануполис. Как только мы его получили, то на катере поплыли к Афону. Я с радостью делюсь со всеми прихожанами своими впечатлениями об этом удивительном святом месте. Когда оказываешься на Афоне, сразу ощущаешь, как за всем, что здесь есть, за каждым, кто тут находится, «стоит» Богородица. Как говорит предание, за проповедование веры во Христа Богородица и получила от Бога эту землю в Свой Удел. Потому полуостров называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы.И много-много веков монахи совершают здесь непрестанные молитвы. Меня особо восхитило пение монахов. Такая преданность, такое звучание, что казалось сила этой молитвы отрывала нас от земли. Очень благодатная сила.

За неделю паломничества на Афоне мы посетили пять монастырей и шестой  Иверский монастырь, можно сказать мимоходом. Хотя, надо отметить, каждый из монастырей достоин многодневного изучения, настолько они все величественны и уникальны. Иверский монастырь стоит на самом берегу моря, красота завораживает. По преданию, этот монастырь основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. В X веке икону Иверской Божьей Матери увидели стоящей на море монахи, а доставил ее в монастырь Преподобный Гавриил, который смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы. Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет.

У нас была возможность немного погулять по берегу моря, и я, как и другие паломники, собирал камни, похожие на ступню Богородицы. Очень хотелось привезти как можно большему количеству людей какие-нибудь сувениры, иконы, памятные вещи с этих святых мест. Все на Афоне пропитано особой атмосферой, здесь другой ритм жизни, и это я ощутил с первых минут, как только сошел с катера на афонскую землю. Надо отметить, что мы были не рядовыми паломниками, меня встречали везде, как и полагается сану епископа, и я получил благословение на участие в монастырских богослужениях. Фотографировать часто было запрещено, поэтому фотографиями со службы я могу поделиться только с Ватопедского монастыря. Службы на Афоне похожи на наши, только значительно длиннее, так как они служатся без сокращений. Молитва – это образ жизни афонских монахов.

Ватопедский монастырь

5

Поразил многих паломников, монахов и мирян. Люди молятся не только о себе, но и о родственниках и чувствуют эту помощь. В этом монастыре я получил благословение на служение. Несмотря на то, что я служил архирейскую службу, иподъяконов у меня не было. Утренняя служба начиналась в четыре утра и заканчивалась ближе к девяти. Потом трапеза - около часа, затем 20-30 минут на сборы в путь, в следующий монастырь. Паломническая поездка - это не отдых, как многие могут предположить. Это большой и тяжелый труд в непривычных климатических условиях. Мне было многое непривычно: и пища, запиваемая водой и вином, и отсутствие первых блюд как таковых, чая. Непросто давались мне, как сибиряку, сложные горные переходы, переезды от монастыря к монастырю. Но всегда приходила помощь Божья, и мы удачно справлялись с трудностями. Дни, и сами службы в монастырях похожи друг на друга. После нескольких служб мне удалось освоиться, я уже стал понимать, что к чему. Порядки у каждого монастыря свои и мы, конечно же, с ними считались. Например, в Великой Лавре меня благословили только причаститься, а отцу Ростиславу - нет, по причине той, что накануне вечером он употреблял оливковое масло. В других монастырях нас обоих допустили и до причастия, и до святых мощей. Очень богата Святая гора святынями. И за неделю не переслушать истории, легенды, которых тут великое множество.

Хиландарский монастырь

97

 

Главный храм посвящен Введению во Храм Пресвятой Богородицы, он расписан в XV веке в стиле македонской школы иконописи. В XIX веке храм был расписан заново. В храме есть великолепный резной деревянный иконостас  1774 года и очень красивый мозаичный пол.

Кроме великолепных фресок, монастырь имеет одну из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей.

Важным местом паломничества является чудодейственная хиландарская виноградная лоза. Лоза Симеона Мироточивого известна по всему миру своим особенным свойством: она помогает бесплодным супругам, желающим зачать ребенка, а также болящим. Монахи раздают высушенные чудодейственные ягоды всем желающим паломникам. По преданию, когда со времени смерти святого Симеона, основателя монастыря, бывшего сербского царя, прошло семь лет, в монастырь пришел святой Савва (сын св. Симеона), чтобы забрать его мощи на родину в Сербию для примирения враждовавших князей. Монахи Хиландара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хиландарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хиландаре.  Мы, конечно же, сфотографировались у этого места. Лоза растет прямо из стены соборной церкви на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона.

Дохиаров монастырь

85

Как нам рассказывали, согласно преданию, этот монастырь был основан во второй половине Х века неким Евфимием, который, как говорят, был учеником и сподвижником в отшельничестве преподобного Афанасия Афонского и исполнял обязанности «дохиара», т.е. распорядителя запасами оливкового масла и других съестных припасов в Лавре. В честь своего послушничества Евфимий так и назвал монастырь - «Дохиар». Среди святынь монастыря в Соборном храме хранится чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Скоропослушница», среди почитаемых святынь - часть Животворящего Креста Господня.

Зографов монастырь

88

Это болгарский монастырь и главный его храм посвящен св. Георгию Победоносцу. По преданию, икона сама собою изобразилась на доске, отчего и монастырь назван Зографом (живописным). В этом храме находится три чудотворные иконы св. великомуч. Георгия: одна - самоизобразившаяся, другая - чудесно приплывшая по морю, третья - присланная сербским царем Стефаном  Душаном.

Первая из чудотворных икон св. Георгия находится при колонне правого клироса. Слухи о чудесах этой иконы далеко разносились после явления ее здесь, так что некоторые из целительных действий и сил святого Георгия были выше понятий и вероятия человеческих. Однако были и недоверчивые, один их них - епископ, странствовавший на Афоне, ткнул грубо иконе в лик своим пальцем, так часть пальца и до сих пор видна на иконе.

Русский Свято – Пантелеймонов монастырь

93

Конечно, мы не могли не посетить и русский монастырь св. Пантелеимона. Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Не всегда монастырь был русским, переходил он и грекам, часто здесь жили и сербы, и болгары. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX вв., нам рассказывали, что в начале XX века монахов тут было около двух тысяч, а в середине 60-х их осталось всего семеро. На настоящий момент их вместе с послушниками более 100 человек. В этом монастыре хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и другие святыни. Рядом с монастырем находится так называемая костница - усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Вместо  послесловия

Вся поездка на святую гору Афон – это и как испытание, и как награда для меня. Я восхищался видами и святыми богатствами монастырей. Все они неприступные крепости, однако главной их защитой является, конечно же, Богородица. Много раз помогала Она монахам переживать тяжелые времена, с этим связаны чудесные предания. Хочу рассказать еще одно. Связано оно с иконой Отрада и Утешение в Ватопедском монастыре.

В прежние времена существовал обычай, согласно которому монахи, выходя из собора, прикладывались к иконе, а игумен передавал ключи врат монастыря, которые висели у иконы привратнику.

Однажды, вручая ключи привратнику, игумен услышал следующие слова, доносившиеся от иконы: «Не открывайте сегодня монастырские врата, но взойдите на стены и прогоните пиратов». Затем голос повторил эти же слова еще раз. Обратив взор к иконе, игумен увидел, как божественный младенец простирает руку, чтобы закрыть уста матери, говоря при этом: «Не призирай, Мать, на грешную паству сию, пусть пройдет через меч пиратов, умножились ибо беззакония их». Однако, взяв Христа за руку и слегка повернув лицо, Богородица повторила те же слова. Монахи немедленно бросились на стены и увидели, что пираты, действительно, окружили монастырь и ожидали только, когда откроют ворота, чтобы разграбить его. Однако благодаря чудодейственному вмешательству Богородицы монастырь был спасен. При этом икона сохранила с того времени последние движения изображенных святых образов. С тех пор монахи поддерживают неугасимой лампаду перед иконой.

Невозможно, побывав здесь, остаться прежним. Благодать Святого Духа, особые молитвы сподвигают на благие перемены. И я благодарю Бога за откровения, за возможность, данную мне, побывать на Святой горе и прикоснуться к святыням этой земли, помолиться вместе с монашеской братией за югорчан и югорскую землю».

 Bопрос епископу о вечном:

- Ваше Преосвященство, ответьте, пожалуйста, на вопрос прихожан. Если болезнь – это испытание Божье, то как правильно перенести его, как молить об исцелении?

- Да, болезнь - это испытание. Болезнь - это маленькая остановка жизни. Мы живем в суете, и порой не отдаем отчета как быстро идет время. У нас часто нет времени даже поразмыслить над житейскими вопросами, не то что над духовными. А когда человек заболевает, то суета приостанавливается. А если болезнь на кровать тебя уложила, то хочешь не хочешь, идет осмысление, переосмысление жизни. И самое правильное отношение к болезни – это когда человек начинает думать о душе. На Руси было принято не только для тяжкоболящих, а даже если просто заболеет человек, приглашать домой священника, чтобы исповедал и причастил. Отношение к испытанию болезнью должно быть доброе. Надо молиться и лучше начинать До, чем После уже произошедшего несчастья. Идешь по дороге - есть время даже просто «Отче наш» прочесть, молитва ведь путь освещает. За больных молятся не только целителю Пантелеймону, но и другим святым и Богородице, конечно. Но, главное, что человек начинает понимать в болезни, что он не только телесный, но и духовный. В этом, если можно так выразиться, «задача» болезней.

- О важности таинства исповеди понимают многие, но как правильно это сделать? Многих незнание останавливает прийти на исповедь. Владыка, научите, посоветуйте.

- Исповедь – второе крещение. Это, я бы сказал, образ жизни. Исповедь и таинство причащения очищают душу, осветляют жизнь человека. Простите меня за такое выражение, но не надо «заморачиваться» - как правильно или как неправильно исповедаться. Остановитесь, закройте глаза и подумайте, в чем вы грешны. И сразу же будет ответ. Человек знает свои грехи, надо просто найти смелость признать их, обозначить и начать исправлять. И первый шаг - это исповедь. К примеру, курение, ненависть к близкому человеку, озлобленность на какой-то поступок человека в отношении вас. Это  грехи, которые нас разрушают. Так надо их признать и просить Бога о помощи с ними справиться. Страсти, грехи сразу не отступят, они может даже начнут ярче проявляться – пусть, но, прося помощи Вседержителя, человек передает Ему заботу о себе. На десятый, двадцатый раз страсти отступают, и начинаешь чувствовать уже не такую злость, не такую острую неприязнь. Помогает еще и молитва за людей, не приятных тебе. Не зря говорят: праведник спасает свой род до 7 колена. Со временем исповедь прочно войдет в жизнь, уже сложно будет обходиться без этой помощи всепрощения и очищения. Я всегда советую по своему жизненному опыту, как меня учили, чтобы не забывать,надо записывать согрешения. Случилась вспышка гнева - записал: «согрешил гневом». И так за неделю-две список вырастет до нескольких десятков грехов перед Богом. Контроль за своими грехами - это уже много на пути к прощению, на пути к совладению над страстями.

Записала: Светлана Романовская

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://old.yugorsk-eparhia.ru/index.php/2017-03-30-09-06-13/1893-2017-08-29-11-19-38.html#sigProGalleria5b51ae0420