Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Интервью Игумен Алипий: «Все, что я сейчас делаю, все это - для монастыря»
Игумен Алипий: «Все, что я сейчас делаю, все это - для монастыря»

8

Удивительный человек игумен Алипий (Князев). Улыбается  радостно, движется стремительно, выглядит бодро. Грусти и усталости в нем  - ни на грош. Ощущение такое, что жизнь у  благочинного Свято-Троицкого архиерейского подворья – полная чаша, а постель – мягкая  перина. На самом же деле с достоинством, не ропща,  несет батюшка на своих плечах труднейшее дело – возрождение Свято- Троицкого Кондинского монастыря. Делает это отец Алипий по благословению Епископа Югорского и Няганского Фотия с  великим терпением и мужеством.

«Я ДВА МЕСЯЦА НЕ ВЫПУСКАЛ ИЗ РУК МОЛОТОК»

 -Отец Алипий, расскажите, пожалуйста, каким вы застали монастырь, когда впервые туда прибыли?

 - Я приехал в  поселок Октябрьское 16 октября 2015 года. Из монастыря в Тобольске меня отпустили уже по заморозкам. Как раз первый гололед появился на дороге, по нему я и поехал. Ехали мы на машине 12 часов из Тобольска до Приобья, еще шесть часов стояли на переправе через Обь.  Жуткий был ветер, холод…

Приехали  в  Свято-Троицкий монастырь, вошли в корпус, который был предназначен для жилья.  В нем раньше детский сад был. Здание холодное, в зимний период, как мне объяснили, его «ведет». А мне кажется, что фундамент здания просто провалился, потому что образовалась трещина в  семь сантиметров. Фанера в стыках склеена  тканью,  ткань эта порвалась. И оттуда, представьте себе, дует, как с улицы! Могу сказать так: монастырь принял меня не очень приветливо.

- Вам, наверное, пришлось здорово потрудиться, чтобы создать более - менее нормальные условия для жизни?

- Первые два месяца я буквально не выпускал из рук молоток,  шуруповерт, стамески разные. Пилил, строгал. Никаких строительных материалов не было. Все, что я привез с собой из Тобольска – бруски, багулочки,  какие-то щепочки – все это мне пригодилось. Пользовался тем, что  нашел там, на стройке,  - старые гнилые доски, например. Своими руками все делал.

- Теплее стало?

- В декабре на Епархиальном собрании я докладывал: когда на улице мороз минус 30, то в корпусе, если не включать дополнительный обогреватель, всего  8 градусов тепла.

- Не жарко…

- И это, скажем так, не самое холодное помещение. В самой холодной комнате живу я, подключаю множество обогревателей. По комнате ходил так: три свитера на мне, валенки, двое брюк, безрукавка  какая-нибудь,  шапка зимняя (смеется). Даже перчатки приходилось надевать.

Когда приезжал  в декабре на Епархиальное собрание, купил  в Югорске тепловентиляторы, стало теплее. Где-то по обшивке  мы ремонт сделали.  Когда зимой температура в комнате поднималась до плюс 15, для нас это была уже жара.

- И вы, батюшка, о  своей жилищно-бытовой неустроенности так весело говорите?!

- Дело в том, что  мне все это хорошо знакомо. Когда жил в центре Москвы в 80-е годы, наш интернат находился в здании, где не было горячей воды. И мы даже головы мыли холодной водой. Когда в Тобольскую и Тюменскую епархию приехал, - то же самое. Мы и на кладбище жили, и в частном секторе жили. Мы – это наша иконописная школа.  

В Тобольском Кремле, в корпусе, где я жил, пошла трещина, стена «поползла». Когда ветер с восточной стороны дул, ко мне в комнату попадал снег.  Так что никогда в особом комфорте  я не жил.

- Батюшка, а как перезимовали на новом месте голуби, которых вы привезли  с собой из Тобольска?

- Они прекрасно зимуют в любых условиях. Голуби боятся не морозов. Они боятся сквозняков и сырости. Если у них в зобу есть пшеничка, то есть они накормлены, напоены, им море по колено. Они живут прекрасно. Но не все мои голуби благополучно перезимовали.  Вылетают поклевать снежка вместо воды, а в это время ястреб с телевизионной вышки пикирует и берет, кого хочет. Привез-то я 60 штук, половину ястреб съел. Потом мне в Сургуте еще 30 голубей подарили.

- Вы им на монастырском подворье голубятню построили?

- Нет,  они обитают на чердаке того корпуса, где я живу.
 

«ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ У НАС БЫЛ ХУДСОВЕТ»
 

- Скажите, пожалуйста, отец Алипий, сколько насельников живет сейчас в монастыре?

 - Это еще не насельники, потому что это еще не монастырь. Сейчас здесь подворье, приход. И живут здесь, скажем так,  послушницы и послушники.

Один из них – мой друг детства, однокурсник по Московской  школе художественной. Он -  из Москвы, член Союза художников, мирянин. Приехал погостить и уже месяц живет у меня, разгребает снег, кормит голубей.  Вобщем, помогает по хозяйству, когда мне такая помощь нужна. В первую очередь, он, конечно, воцерковляется: читает книжки и молится.

Живут на подворье и две сестры-послушницы. Одна из них – бывший преподаватель Тобольской иконописной школы, специалист в области фрески, монументальной живописи.  Вторая сестра – бывшая студентка  нашей же Тобольской  иконописной школы.

- Получается, что вас на архиерейском подворье четверо?

- Пока да. Было три сестры, одна уехала. Еще одна сестра должна приехать. Будет нас больше – слава Богу!

- Отец Алипий, вам приходится решать столько сложных бытовых проблем. Удается ли заниматься иконописью?

- Сейчас мы пишем иконы Святой Троицы, Нерукотворный Образ. В основном, это заказы Владыки, подарочный фонд. Прошлой ночью у нас был худсовет, мы выбрали доски иконные для временного иконостаса в нашем монастыре. Решили оформить южный предел Свято-Троицкого Собора, где будем служить.  У нас уже есть Царские врата из Спасского храма города Тобольска. Они  также временные, сделаны еще в 1994 году. Царские врата я  тоже  с собой привез.

- Батюшка, какие  идут сегодня  работы на территории монастыря? 

- Мы находимся на территории стройки. В храме, который уже отреставрирован, что-то по мелочам доделывается. Строители занимаются возведением забора с западной  и южной части монастыря, которая выходит на берег реки. В летний период обещают огородить монастырь с  северной и восточной стороны. Сами мы занимаемся благоустройством корпуса, в котором живем.  В нем и сегодня холодно.

- Какие главные проблемы монастырской жизни вам, батюшка, хочется решить быстрее всего? 

- Больше всего монастырь нуждается в  хороших помещениях. Их очень не хватает. Второй корпус, который находится на территории монастыря, вышел из строя, перемерз. Его просто «отрезали» от системы отопления. В нем можно было бы жить, даже восстановить теплоснабжение, если бы была  хорошая крыша.  Но она ветхая, протекает. Сейчас в этом корпусе живут куры.

- У вас в монастыре, отец Алипий, уже свое хозяйство появилось?  

-  Начали с куриц. Хотим еще завести козу, корову, коня. Хорошие, добрые люди, которые хотят помогать делу возрождения монастыря, готовы привезти нам животных хоть завтра. Для животных-то как раз место есть, а для людей его нет. Новые корпуса, конечно,   строить необходимо.

- Батюшка,  кто  же пищу в  монастыре готовит?

- Сестры, которые там живут, они и готовят пищу. Но когда они варят, не пишут икон. Когда моют посуду, они тоже не пишут икон. А надо еще следить за правильным хранением продуктов, овощей. Бывает так, что они и в лед превращаются.  

У меня сейчас проблема такая: монастырю нужен повар. Я даже к некоторым доброхотам обращался, нет ли у них знакомых, которые могли бы пожить в монастыре в качестве паломников и поработать на кухне. Кухня сейчас у меня – основной объект.

-  Оказывают ли   благотворители помощь  вашей святой обители? 

- Самые значимые пожертвования, которые получает монастырь, в основном, делают мои воспитанницы из иконописной школы.  С разных сторон нашего Отечества они шлют посылки. Пишут мне: «Батюшка, вы сейчас  на новом месте. Пришлите, пожалуйста, адрес свой. Хотим вам посылочку на Рождество прислать». Спрашиваю: «Что хотите послать?» – «Ну какие-нибудь конфетки, вкусности». «Знаете что, - говорю, - шлите только вермишель и крупы,  крупы и вермишель».  Когда я осенью прошлого года приехал в монастырь, за неделю – две кончились все припасы вермишели. Сначала я был один, потом приехал иеродьякон. Первые два месяца у нас практически никаких съестных припасов не было.
 

«МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ, ГОСПОДЬ РАСПОЛАГАЕТ»
 

- Зима закончилась, скоро лето. Бытовых хлопот в вашей монастырской жизни, наверное, поубавится. Станет вам хотя бы  немного легче?

- Нет, еще тяжелее будет. 

- Почему же, батюшка? 

- Потому что каждый день подхожу к ящикам с рассадой, смотрю, взошли ли помидоры. Я сам все посадил. Когда только-только в монастырь приехал, у меня была задача №1 – дожить до весны. Я эту программу выполнил.  

Самое удивительное, что все документы на архиерейское подворье оформлены началом весны, 1 марта. Кстати, это мой день рождения.  И 1 марта Владыка делает меня благочинным.  

До весны я дожил, теперь у меня забота другая: нужно узнать, какая у нас  на территории монастыря почва. Жду, когда снег полностью растает. Местные говорят, что у нас  – одна глина, земли-то нету. Я уже клич бросил, мне конский навоз обещали привезти из Сургута. Знающие люди сказали: если конский помет смешать с глиной, то получится очень хорошая почва. Можно будет в этом же году посадить огурцы и помидоры.  

- И монастырский люд сможет сам себя прокормить? 

- Мы предполагаем, Господь располагает.  Будем живы, Бог благословит, будут созданы благоприятные условия – будет хороший урожай. 

-  Отец Алипий, скажите, пожалуйста, вы будете  принимать  в монастырь всех, кто к вам придет?

- Надо понимать: те люди, которые  приходят  к нам или еще придут, должны появляться у нас по благословению Божию, то есть их Бог послал. Это самое хорошее. Какими бы не были эти люди – духовно больные, недужные – если Господь послал, и если они это понимают, им легче будет в монастыре жить.
Сразу условие  ставлю всем, кто хочет приехать, обязательно вопрос задаю: «Куришь?» - «Курю»- «Все! До свидания!»  Если курящий человек приезжает, все остальные становятся пассивными курильщиками. «Куришь – не куришь?» - это один из принципиальных вопросов для меня.

-  А паломники, они  в  вашем монастыре бывают? 

- К паломникам отношусь хорошо.  Они уже к нам приезжали из Сорума, я им был искренне рад. Но когда паломники к нам приехали, отключилось электричество. И совершенно чудесным образом, не зная, что и как делать, я включил нужный рубильник. Появился свет, мы смогли накормить и напоить наших гостей.
Паломники-то приедут, но им нужно предоставить человеческие условия, чтобы им можно было где-то главу преклонить. Переночевать у нас можно, но договориться нужно заранее, сколько приедет человек, чтобы устроить их, накормить. 

- Отец Алипий, не смотря на трудности монастырской жизни,  оптимизм ваш не иссякает. А пессимизм вас когда-нибудь одолевает? 

- И оптимизм, и пессимизм человеку одинаково нужны. Без них никак нельзя, потому что оптимисты придумали самолет, а пессимисты - парашют. Они друг друга дополняют. У нас все нормально, и слава Богу.

- А вам, батюшка, думается, что будет через два, три года или через пять лет? 

-  Я ничего не планирую. Планировал, когда мне было 20 лет. А сейчас - как Бог даст, так и будет.     
Я 40 лет занимался изобразительным искусством, тяжелее кисти ничего в руках не держал. Сейчас приходится обустраивать свой быт. Все, что я делаю, это все – для монастыря. Так мне кажется. Вот подарили мне друзья «Ниву» на день рождения, надо ее перегонять из Тюмени в Октябрьское.  Лично  я мог  бы и без машины обойтись, а монастырю она нужна!  Буду использовать  автомобиль для хозяйственных  нужд обители.  Мне сегодня трудно разделить, где у меня монастырские дела, а где  - личные.
 Монастыри я никогда не восстанавливал. Возрождением Свято-Троицкого монастыря занимается Владыка. Я ему только помогаю, точнее, стараюсь Владыке не мешать.  

- Спасибо, отец Алипий,  за ваш рассказ. Помогай вам Господь!

 

 


 

УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!


 В  Кафедральном храме преподобного Сергия Радонежского города Югорска идет сбор пожертвований  для Свято-Троицкого монастыря, расположенного в поселке Октябрьское Октябрьского района.   Монастырь нуждается в продуктах питания, оргтехнике, рассаде овощей, емкостях под рассаду, садовом инструменте. Благотворительную помощь для монастыря можно передать в иконную лавку Кафедрального храма.