Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Home Интервью Колокольный звон – малая проповедь
Колокольный звон – малая проповедь

1

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно.

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага,

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо.

Юрий Сомов

К какой бы вере не относил себя человек, но, слыша колокольный звон, он невольно поднимает глаза к небу. Высокие звуки звонящих колоколов словно зовут за собой вверх, заставляя хоть на мгновение задуматься о душе. С тех пор как в Югорске появилась колокольня, колокольный звон сопровождает все важные и значимые события в жизни местной православной общины. А в юбилей города было решено украсить колокольным звоном праздник, объединяющий всех жителей, – День города. По инициативе городской администрации и Югорской епархии в сентябре на базе местной колокольни планируется провести фестиваль колокольного звона. Подобное событие в городе будет проходить впервые. Если этот опыт будет успешным, возможно, городской календарь мероприятий в сфере культуры пополнится новым необычным фестивалем. Сейчас идет работа по подготовке Положения о фестивале, разрабатываются основные моменты, но уже известно, что на мероприятие планируется пригласить профессиональных звонарей из Екатеринбурга и Москвы. Непосредственной организацией фестиваля занимается звонарь Югорской епархии Валерий Васильев.

Основам колокольного звона сам Валерий научился в Иркутске, неся послушание звонаря при храме Спаса Нерукотворного. Чуть больше года назад друг пригласил его в новообразованную епархию. Предложение было принято, и он вместе с женой приехал в Югорск. Город пришелся молодому звонарю по душе, показался радушным и праздничным.

«Идешь по городу, и глаз радуется - приятно на здания и дома смотреть, все они нарядные, разноцветные. Для меня Югорск как тихое пристанище, пропитанное семейным духом» - говорит он. Работы здесь у нового звонаря хватает. И послушание нести, и для приходов колокола подобрать, и новых звонарей обучить.

По мнению югорского звонаря Валерия Васильева, научиться звонить может каждый, было бы желание. Да он и сам - самоучка, изучал искусство колокольного звона по видеоматериалам, литературе, перенимал практический опыт у других звонарей. Особенностью колокольного звона является то, что здесь допускается импровизировать, создавать свои авторские звоны. «Я иногда так сыграю, что потом сам повторить не могу, - говорит он. – А в Богородичные праздники получаются особенные звоны, словно изнутри изливающиеся - из самой души, умиленные». 

Собственный путь Валерия к вере и Богу не был простым. Родился он в городе Шарыпово Красноярского края. Воспитывался в семье, где исповедовали ислам, и, хотя сам особой религиозностью не отличался, тем не менее, относил себя к мусульманской религии. После окончания юридического института работал в милиции, потом были разные сферы деятельности. «Со мной в жизни случались какие-то вещи, которые говорили мне, что есть жизнь за пределами жизни земной, они направляли меня к Богу, - рассказывает он. - Я пережил клиническую смерть, но тогда не придал этому особого значения, а со мной продолжали происходить события, которые говорили мне, что существует Господь Бог, существует по тому представлению, которое есть в христианстве: Бог – есть Любовь. Я принял Крещение в 24 года. Это было осознанно и серьезно. Начал вникать в христианскую веру. У меня уже было понимание, что жизнь земная – всего лишь временной отрезок, определяющий нашу будущую жизнь. Господь явил мне свою милость, вернул меня к жизни обратно. Если бы я в том неподготовленном состоянии отошел ко Господу, я не знаю, где бы я был. В христианстве я нашел ответы на свои вопросы: для чего я живу, как я живу. Я сначала в хоре пел, псаломщиком был, все больше и больше узнавал необъятный христианский мир, потом залез на звонницу, стал знакомиться с культурой колокольного звона».

К колокольному звону у Валерия Васильева особое отношение: «Я перед звоном всегда молитву читаю, настраиваюсь, чтобы Господь благословил звон, уныние и суету от сердца моего отогнал и с Божьим благословением возвестил о начале службы. Получается, что звон уже с молитвенным настроем закладывается. Есть внутреннее осознание, что ты не просто залез на сцену как артист, а ты словно малую проповедь читаешь для людей. Чтобы люди посмотрели на храм, вспомнили о Боге, перекрестились, остановились на минуту, задумались. И я замечаю со звонницы, что многие люди останавливаются, обращают свой взор к храму, крестятся, кланяются. И значит - цель звона достигнута: люди остановились, отвлеклись от земной суеты, лицом и душой к храму повернулись, обратились к Небу хотя бы на минутку».

В Светлое Христово Воскресенье любой желающий, преодолев сорок четыре ступени винтовой лестницы, мог подняться на колокольню храма преподобного Сергия Радонежского и под чутким руководством звонаря епархии Валерия Васильева позвонить во все колокола, или, как говорят звонари, «ударить во вся тяжкая». В лексиконе звонарей колокола на звоннице называются обычно «тяжкая», отсюда и пошло известное выражение, первоначально обозначающее бить во все колокола сразу.

Окончание Великого поста знаменуется, в том числе и праздничным колокольным звоном. Ведь на протяжении всего поста колокола молчат, только постный колокол своим недолгим звучанием оповещает о начале и окончании службы. Поэтому и в Пасху, и всю Пасхальную неделю мы слышим радостные и праздничные колокольные звоны.

Точно не известно, когда впервые колокола стали использоваться в христианском богослужении, однако произошло это очень давно. По преданию, первое применение колоколов при христианском богослужении относится ко временам святого Павлина, епископа Ноланского, который жил на рубеже 4-5 веков нашей эры в Италии. Как гласит легенда, во сне епископ видел Ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали святому Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

На Руси колокола появились с принятием христианства в 988 году. И с тех пор колокольный звон является неотъемлемой частью христианского богослужения. За более чем тысячелетнюю историю Русская Православная Церковь выработала свои традиции и свою культуру колокольного звона.

Традиционно колокола делятся на три основные группы: большой (благовестник), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.Колокольня югорского собора, по словам Валерия Васильева, довольно богатая, изобилует своим набором колоколов. Девять колоколов разного размера составляют колокольный ансамбль храма преподобного Сергия Радонежского. Колокола для храма отливались на заводе в Каменск-Уральске на благотворительные средства градообразующего предприятия «Газпром трансгаз Югорск». Высота колокольни составляет около 12 метров.

Группа зазвонных колоколов состоит из трех маленьких колоколов. Их вес составляет от 6 до 12 килограммов. Диаметр самого маленького колокольчика около 20 сантиметров. Зазвонные колокола создают рисунок звона, зазывают людей своим необычным радостным звуком. К языкам зазвонных колоколов привязаны веревки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка.

Подзвонная группа состоит уже из четырех колоколов. Это колокола большего размера и веса. Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Веревки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Самые большие колокола на местной звоннице – Воскресник и Благовестник. Вес самого крупного из них - почти одна тонна, а его диаметр составляет один метр. Управляются они ногами с помощью педалей, которые соединены с языками колоколов веревками. Эти колокола относятся к группе Благовестников. Благовестники несут сигнальную функцию и в основном предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды: праздничные и постовые. На югорской колокольне представлены оба вида.

Благодаря такому набору можно осуществлять звон для самых разных служб, в том числе и для встречи архиерея. Каким звоном и в какой праздник звонить, определяет устав колокольного звона. Есть вседневные, будничные звоны, есть звон при встрече архиерея, есть так называемый трезвон, есть «звон в двои». Трезвон – праздничный звон, когда звонят во все колокола, он выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определенных частей или моментов богослужения. Например, трезвон используется, когда владыка идет в храм, когда совершается архиерейская служба.

Автор: Любовь Насибуллина